Американские и азиатские акции, а также доллар США обвалились: сенат отклонил 14-миллиардный план спасения компаний «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер». Перегруженные долговым бременем и страдающие от падения спроса автопроизводители из Детройта встали перед перспективой банкротства. Власти США не раз подкидывали деньги неудачливым бизнесменам, но их щедрость всё же имеет предел. Это плохо для «Дженерал Моторс», но хорошо для Америки.
Сенат США отклонил 14-миллиардный план помощи автомобильным компаниям. Двумя днями ранее, 10 декабря, этот законопроект был одобрен нижней палатой конгресса 237 голосами против 170. Однако сенаторы оказались более суровы к автопроизводителям. Они сорвали план спасения, отклонив предложение завершить дебаты по законопроекту. Для прекращения дискуссий требовалось 60 голосов, а набралось только 52. Благодаря особенностям сенатского регламента это позволит противникам законопроекта затянуть его обсуждение на очень долгое время. Между тем компании «Дженерал Моторс» и «Крайслер» могут стать неплатежеспособными уже в начале 2009 года.
Лидер демократического большинства Гарри Рейд разочарован: «Завтра я буду смотреть на Уолл-стрит с опасением. Не похоже, что это будет приятная картина». Для утверждения плана требовалась поддержка нескольких сенаторов-республиканцев.
Реакция рынков действительно негативная. Акции японских Honda и Nissan упали более чем на 11% — у этих компаний общие с «большой детройтской тройкой» поставщики, которым грозят перебои в связи с провалом основных американских клиентов. Denso, крупнейший из котируемых на биржах производителей автозапчастей, потерял 10% рыночной цены. Доллар упал до 89,9 иены — это 13-летний минимум. Цены металлов и нефти сдвинулись вниз, а государственные облигации США, наоборот, подорожали: в кризисные моменты инвесторы всегда переводят деньги в этот низкодоходный, но надежный актив. Фьючерсы на фондовый индекс S&P 500 снизились на 4,3%.
По словам сенатора-демократа Кристофера Додда, республиканцы требовали, чтобы рабочие автомобильных заводов, традиционно объединенные в сильные профсоюзы, согласились со снижением зарплаты уже в следующем году. Сегодня сотрудники американских автомобильных компаний зарабатывают больше, чем их коллеги из иностранных фирм, например «Тойоты», систематически выигрывающей конкуренцию у Детройта. Очевидно, по мнению республиканцев, не снизив зарплату до уровня иностранных конкурентов, американский автопром всё равно обречен.
Агентство Bloomberg приводит мрачный комментарий Дафны Рот, главного аналитика акций расположенного в Сингапуре ABN Amro Private Bank: «Потенциальное банкротство автопроизводителей США имеет огромные последствия для многих компаний, которые зависят от них, — от металлургов и производителей шин до автомобильных дилеров».
Теперь президенту Джорджу Бушу предстоит решить, «позволить компаниям коллапсировать или найти другой способ передать им государственные средства», пишут на Bloomberg Джефф Грин и Николас Джонстон. Гарри Рейд и спикер палаты представителей Нэнси Пелоси призывают Буша профинансировать помощь автомобилестроителям из 700-миллиардного фонда, выделенного для спасения банков.
Так ли печально положение «большой автомобильной тройки»? Рынок и впрямь оценивает его скептически. Акции «Дженерал Моторс», которые по итогам последней торговой сессии в Нью-Йорке котировались по 4,12 доллара, на Франкфуртской бирже упали до 2,02 доллара и утром 12 декабря торговались по 2,27 доллара, потеряв за день около 45% своей цены. Еще 1 сентября 2008 года акция крупнейшего автопроизводителя США стоила 10 долларов, ровно год назад торговалась по 27 долларов, в октябре 2007 года — по 42 доллара. Рыночная капитализация этой компании, продавшей в 2007 году продукции на 181 млрд долларов, вчера составляла 2,5 млрд, а сегодня снизилась еще на один миллиард. Любопытно, что к печальному финалу корпорация пришла в год своего столетнего юбилея.
Драма, постигшая американских автопроизводителей, независимо от того, как она завершится, крайне поучительна.
Во-первых, это история о техническом прогрессе. Автомобилестроение, некогда бывшее среди самых передовых отраслей промышленности, сегодня становится подходящим занятием не для продвинутой цифровой Америки, а для среднеразвитых стран. Если человечество будет развиваться и дальше, то когда-нибудь Google или Intel тоже будут вынуждены перенести производство куда-нибудь на периферию — или превратятся в полуживых реликтов, выпрашивающих копеечку у государства.
Во-вторых, это история о жадности и недальновидности рабочего класса, не способного понять, что циничные и погрязшие в роскоши предприниматели — это его кормильцы, благодаря которым только и возможен выход из всеобщей нищеты. Хотели взвинтить зарплату с помощью профсоюзов, избивали штрейкбрехеров, нарушали договоры, втягивали государство в свои споры с предпринимателями? Получите. В плохих условиях бизнес просто умирает, и классовую борьбу становится вести не с кем. Это урок и для многих русских людей, завидующих «достижениям» западных профсоюзов и социальных государств.
В-третьих, это история о конкурентоспособности и о том, что в экономике всё взаимосвязано. В мире много людей, которые выступают за свободу международной торговли, одновременно поддерживая жесткое регулирование рынка труда и высокие налоги, необходимые, чтобы содержать социальное государство. Урок прост: социальные расходы, которые ложатся на бизнес, делают его неконкурентоспособным по сравнению с предприятиями тех стран, где пособия ниже, а профсоюзы слабее. И тогда приходится либо окончательно отбросить либеральную личину, пустившись во все тяжкие протекционизма, либо похоронить «национальных чемпионов».
В-четвертых, это история о кризисе. Кризис выявил, что уровень потребления американцев завышен и не соответствует накопленному ими реальному богатству (огромному, но всё же не настолько). Инвестиции, направленные на обслуживание этого «необеспеченного» потребления, также обернулись нулем. Чтобы вернуться на путь обогащения, необходимо обанкротить безнадежных должников и накопить новый, адекватно приспособленный к желаниям и возможностям потребителей капитал. Для этого все несостоятельные предприятия должны быть ликвидированы, а их активы через механизм банкротства и конкурсного производства переданы более дальновидным и способным хозяевам, которые используют их для более реалистических бизнес-проектов. Похоже, что в случае автомобилестроителей американские власти позволят кризису сделать его жестокую, но созидательную работу. Но часто мы видим и другой путь: бесконечные субсидии, обещания спасти всех за счет залезания в карман к каждому и пиетет перед дышащими на ладан священными коровами, которые «слишком крупны, чтобы разориться». И тогда кризис может затянуться на пять, десять или пятнадцать лет, которые будут просто вычеркнуты из истории развития страны.
Источник chaskor.ru